отделение сердечно-сосудистой хирургии ЗАО ЦЭЛТ

Мерцательная аритмия один из самых распространенных видов нарушений ритма сердца. При мерцательной  аритмии предсердия не сокращаются, а хоатически мерцают, желудочки работают нерегулярно, что в значительной степени снижает эффективность сокращений сердца. Пациенты чувствуют перебои в работе сердца одышку, слабость и головокружение.

Но мерцательная аритмия таит в себе и другую угрозу. Когда предсердия перестают активно сокращаться, кровь в них заставиается, сгущается, что может привести к образованию тромбов в так называемых ушках предсердий (замкнутых пространствах). Тромб или его часть из ушка может отделиться, попадая в левый желудочек и оттуда разноситься в любой сосудистый бассейн - от головного мозга до пальцев ног, вызывая закупорку - эмболию артерии малого и большого калибра. Эмболия артерии перекрывает кровоток. Если это артерия головного мозга, то происходит инсульт, если артерия сердца - инфаркт, а эмболия артерий нижних конечностей может привести к гангрене ноги.

ПОЭТОМУ ПРОФИЛАКТИКА ТРОМБОЭМБОЛИИ ПРИ МЕРЦАТЕЛЬНОЙ АРИТМИИ НЕ МЕНЕЕ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА, ЧЕМ ЛЕЧЕНИЕ САМОЙ АРИТМИИ.

С этой целью во всем мире применяются препараты для снижения свертывания крови - т.н. антикоагулянты. Самые известные из них это производные Кумадина, в частности Варфарин. Прием Варфарина понижает уровень протромбина крови - белка-предвестника тромбина. В многочисленных наблюдениях показано, что прием Варфарина в адекватной дозе снижает риск развития инсульта и других катастрофических осложнений мерцательной аритмии в 7-10 раз. Но Варфарин обоюдоострое оружие. Снижая риск тромбоза, он одновременно повышает риск кровотечений, нередко жизнеопасных. Но самое трудное при лечении Варфарином - подобрать и  сохранять адекватную дозу препарата. Для данного лекарства нет общепринятых схем, у каждого человека она строго индивидуальна. Систематический лабораторный контроль уровня протромбина необходим для эффективного действия препарата. Но в этом и главная сложность. Препарат легко передозировать, увеличивая риск кровотечения, также легко и потерять его лечебную дозу, тем самым увеличивая риск тромбоза. Кроме того, у части больных отмечается непереносимость препарата, а некоторые, например, престарелые или тяжелобольные, не могут адекватно контролировать дозу.

Проблема  есть, но оказалось, что ее можно решить!

Закрытие ушка левого предсердия, т.е. ликвидация очага тромбоза, стала возможна без хирургического вмешательства. Кардиохирурги давно применяют ушивание ушка левого предсердия у больных с мерцательной аритмией при проведении операции на открытом сердце. Закрытие - изолирование «потаенных уголков» в сердце приводит к значительному снижению риска тробообразования и эмболии.

Со своей стороны, эндоваскулярые хирурги уже 20 лет практикуют операции через прокол для устранения патологических сообщений между камерами сердца. Логическим продолжением этого направления явилось применение подобных «затычек» для заполнения ушка предсердия, а на следующем этапе появились специальные устройства, надежно фиксирующиеся в области ушка (Рис.1). Как показала практика, эти устройства хорошо изолируют полость ушка от остального предсердия и предотвращают тромбоз.

Рис. 1.

Как все это делается?

На первом этапе необходима точная диагностика, уточнение анатомических вариантов строения предсердия  с помощью ультразвукового исследования и компьютерной томографии. После этого проводится сама процедура. С применение местного обезболивания делают прокол бедренной вены, в полость правого предсердия ввозят гибкий катетер, а из него проходят в левое предсердие. Нередко между предсердиями есть незаращенное после рождения открытое окно, через который катетер легко попадает в левое предсердие.  Если сообщения нет, то, выполнив катетером прокол в перегородке между предсердиями, проникают в полость левого предсердия. Кончик катетера устанавливают в ушке и через катетер выталкивают устройство для закрытия его полости (Рис.2).

Контроль положения катетера и закрывающего устройства проводят рентгеном и ультразвуком. На этом операция заканчивается (примерно за 1 час), больного на следующие сутки отпускают домой. Несколько недель после этого он принимает препараты против свертывания крови. Вот, пожалуй, и все.

Рис.2.

Возникает закономерный вопрос: а нет ли риска миграции устройства, как оно фиксируется. Практически во всех устройствах подобного рода предусмотрены небольшие крючки для надежной фиксации его к стенкам предсердия (Рис.3). Если диаметр устройства правильно подобран, то фиксация абсолютно надежная.

Рис.3.

Что же происходит с устройством со временем? Как показывают наблюдения, спустя несколько недель поверхность «пробки» со стороны предсердия становиться совершенно гладкой, т.к. покрывается тонким слоем клеток, выстилающих внутреннюю поверхность предсердия. Полость ушка, своеобразная каверна, изолирована от кровотока, тромбы не образуются, эмболов не будет. УГРОЗЫ ИНСУЛЬТА ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ.  Не менее важно и то, что лекарства для профилактики тромбоза не нужны.

Это маленькое чудо современной кардиологии.